Программа работы с молодыми педагогами Школа молодого учителя

У тверж даю :
д и ректор М КО У «БС О Ш №1
им. А ^ е ^ л у м о в а »
С а б а н ч и е в Н .А

« /

»

У'У

2020г

Программа работы с молодыми педагогами
"Школа молодого учителя"
МКОУ «Бабаюртовская СОШ №1 им. А.А.Арзулумова»
Пояснительная записка
К а ч е с т в о о б р а з о в а н и я о п р е д е л я е т с я к о м п е т е н т н о с т ь ю у ч и т е л я в е го
п р о ф е сси о н а л ьн о й д е я те л ь н о сти , а п р о ф е сси о н а л и зм п р и хо д и т с опы том .
К а к п р а в и л о , н а ч и н а ю щ и е у ч и т е л я и м е ю т х о р о ш у ю т е о р е т и ч е с ку ю п о д го то в ку , но
с л а б о п р е д с т а в л я ю т п о в с е д н е в н у ю п е д а го ги ч е с ку ю п р а кти ку . С п е р в о го д ня
р а б о ты н а ч и н а ю щ и й п е д а го г в ы п о л н я е т т е ж е о б я з а н н о с т и и н е с е т ту ж е
о тв е тств е н н о с ть , ч то и у ч и те л ь с о п ы то м , а уч е н и ки и р о д и те л и не д е л а ю т скид ки
на н е о п ы тн о сть.
Т а ки м о б р а з о м , в о з н и к а е т п р о т и в о р е ч и е м е ж д у т е о р е т и ч е с ко й п о д го то в ко й
н а ч и н а ю щ е го у ч и т е л я и е го п р а кти ч е с ко й го то в н о с т ь ю к п е д а го ги ч е с ко й
д еятельности.
В у с л о в и я х п е р е х о д а ш к о л ы на Ф Г О С ы 2 -го п о к о л е н и я э т а п р о б л е м а
стан ови тся о со б е н н о а ктуа л ьно й, та к как тр е б о ва н и я к повы ш ен и ю
п р о ф е с с и о н а л ь н о й ко м п е т е н т н о с ти ка ж д о го с п е ц и а л и с т а в о зр а с та ю т.
С т о ч ки зр е н и я н а у ки , гл а в н ы е э л е м е н т ы , с о с т а в л я ю щ и е л и ч н о с т ь у ч и те л я ,
про ф е сси о н а л и зм , ко м пе те н тно сть, про д укти вно сть, тво р че ство , соц и а л ьно
н а п р а в л е н н ы е л и ч н о с т н ы е ка ч е с тв а - з а л о г у с п е ш н о й п е д а го ги ч е с ко й
деятельности.
Д л я д о с т и ж е н и я э то го у с п е х а м о л о д о м у п е д а го гу на п е р в о м э та п е нуж на
д е й ств е н н а я пом ощ ь. Н е о б хо д и м о со зд а ть си туа ц и ю усп е ш н о сти работы
м о л о д о го у ч и т е л я , с п о с о б с т в о в а т ь р а з в и т и ю е го л и ч н о с т и на о с н о в е
д и а гн о с т и ч е с к о й и н ф о р м а ц и и о д и н а м и ке р о с та е го п р о ф е с с и о н а л и зм а ,
с п о с о б с т в о в а т ь ф о р м и р о в а н и ю и н д и в и д у а л ь н о го сти л я е го д е я т е л ь н о с т и .
« Ш ко л а м о л о д о го у ч и те л я » я в л я е тс я с о с т а в н о й ч а с т ь ю с и с т е м ы п о в ы ш е н и я
к в а л и ф и ка ц и и у ч и т е л е й с ц е л ь ю ф о р м и р о в а н и я у н а ч и н а ю щ и х п е д а го го в в ы с о ки х
про ф есси он ал ьн ы х идеалов, потребностей в постоянном развитии и
сам оразвитии.

«Школа молодого учителя» - в а ж н е й ш и й ц и к л о б р а з о в а т е л ь н о г о
м е н е д ж м е н та , си с те м а , с о зд а ю щ а я у с л о в и я д л я п р о ф е с с и о н а л ь н о го и
л и ч н о с т н о го р о с та м о л о д о го уч и те л я .
П р о ф е с с и о н а л ь н о е с т а н о в л е н и е п е д а го га п р о х о д и т те м у с п е ш н е е , ч е м ш и р е
в о зм о ж н о с ти е го с а м о р е а л и з а ц и и в п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и .
В связи с этим о сн о в н ы м и ф ор м а м и об учен ия в ш кол е стал и и н те р а кти в н ы е
ф о р м ы : и н т е р а к т и в н ы е л е к ц и и , м а с т е р - к л а с с ы , р о л е в ы е и гр ы , п с и х о л о г и ч е с к и е
тр е н и н ги , м о д е л и р о в а н и е у р о ко в и п е д а го ги ч е с ки х с и ту а ц и й , т в о р ч е с к и е о тче ты ,
о ткр ы ты е ур о ки , за щ и та м е то д и ч е ски х ра зр а б о то к.
Р а б о та , с в я з а н н а я с п р о ф е с с и о н а л ь н о й а д а п т а ц и е й п е д а го го в , п р и н е с е т
м а кси м а л ьн ы й эф ф е кт в том случае, если цели, за д а чи и м етод ы ее буд ут
с в я за н ы с п р о б л е м а м и н а ч и н а ю щ и х п е д а го го в . Д и а гн о с т и к а п е д а го ги ч е с ки х
з а тр у д н е н и й и п р о ф е с с и о н а л ь н о й п о д го то в л е н н о с ти , с а м о о ц е н ка ,
о с у щ е с тв л я е м а я с п о м о щ ь ю с п е ц и а л ь н ы х м е то д и к, о б я за те л ь н ы на ка ж д ом этапе

д е я те л ь н о с ти ш ко л ы . Э то п о м о га е т в ы я в и ть те н а п р а в л е н и я д е я те л ь н о с ти ,
ко то р ы е тр е б у ю т ко р р е кц и и .

1.Цель программы: о б е с п е ч и т ь п о с т е п е н н о е в о в л е ч е н и е м о л о д о г о у ч и т е л я во
все с ф е р ы п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и ; с п о с о б с т в о в а т ь с т а н о в л е н и ю
п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и п е д а го га .

2. Задачи программы:
Ф орм ировать и воспиты вать у м олоды х специалистов потребность в непреры вном
сам ообразовании
П о м о ч ь у ч и те л ю , о п и р а я с ь в с в о е й д е я т е л ь н о с т и на д о с т и ж е н и я п е д а го ги ч е с ко й
на уки и п е р е д о в о го п е д а го ги ч е с ко го опы та , т в о р ч е с ки в н е д р я ть и деи в уч е б н о воспитател ьны й процесс.
С о з д а т ь у с л о в и я д л я п р о ф е с с и о н а л ь н о й а д а п т а ц и и м о л о д о го п е д а го га в
ко л л е кти ве .
С п о с о б с тв о в а т ь ф о р м и р о в а н и ю и н д и в и д у а л ь н о го сти л я т в о р ч е с ко й д е я те л ь н о с ти ;
в о о р у ж и ть н а ч и н а ю щ е го п е д а го га ко н кр е тн ы м и з н а н и я м и и у м е н и я м и п р и м е н я ть
те о р и ю на пр а кти ке .

3. Планируемые результаты Программы:
п о д го то в ка м о л о д о го с п е ц и а л и с т а , в б у д у щ е м с о с т о я в ш е го с я У чи те л я ;
со в е р ш е н ств о в а н и е си сте м ы м е то д и че ско й работы ;
повы ш ение ка че ства образования;
п о в ы ш е н и е ур о в н я а н а л и ти ч е ско й кул ьтур ы всех уч а с тн и ко в у ч е б н о в о с п и та те л ь н о го п р о ц есса .

4

Индикативные показатели Программы:

ум е ни е пл а н и р о ва ть уче б н ую д е я те л ьн о сть, как соб ствен ную , та к и ученическую ,
на о сн о в е тв о р ч е с ко го п о и ска че р е з с а м о о б р а зо в а н и е ;
о в л а д е н и е м е то д и ко й пр о в е д е н и я н е тр а д и ц и о н н ы х уро ков;
у м е н и е р а б о та ть с кл а ссо м на о с н о в е и зуче ни я л и ч н о с ти р е б е н ка , пр о во д и ть
инд и вид уал ьн ую работу;
ум ение п р о екти ро вать воспи тател ьн ую систем у;
ум е ни е и н д и в и д уа л ьн о р а б о та ть с де тьм и;
о в л а д е н и е си сте м о й ко нтро л я и о ц е нки зна ни й учащ и хся;
с т а н о в л е н и е м о л о д о го у ч и те л я ка к у ч и т е л я -п р о ф е с с и о н а л а ;
по в ы ш е н и е м е то д и ч е ско й , и н те л л е ктуа л ь н о й кул ьтур ы учи те л я ;

5. Организация работы по программе:
Р а б о та с м о л о д ы м и с п е ц и а л и с та м и вед ется по пл ану, с о с та в л е н н о м у к на ча л у
у ч е б н о г о го д а .

5.1. Основные направления работы по реализации Программы
1.

Сост авление планов работ ы с молодыми специалист ами.

П лан р а б о ты и н ф о р м а ц и о н н о -м е то д и ч е с ко го ц е н тр а в кл ю ч а е т:
* созд ани е о п ти м а л ьн ы х усл о вий дл я успеш но й работы
* пр о в е д е н и е и н д и в и д у а л ь н ы х б е се д и ко н сул ьта ц и й с м о л о д ы м и спе ц и а л и ста м и ;
* о ка за н и е п р а кти ч е с ко й п о м о щ и по п л а н и р о в а н и ю и п р о в е д е н и ю ур о ко в , в том
чи сл е п р е д в а р и те л ь н ую р а б о ту с ко н сп е кта м и у р о ко в и а н а л и з п р о ве д ё н н ы х
ур о ко в;

* п р о в е д е н и е д и а гн о с ти ки ур о в н я п р о ф е с с и о н а л ь н о й ко м п е те н тн о с ти м о л о д ы х
с п е ц и а л и с т о в , с и с т е м а т и ч е с ко е и зу ч е н и е их м е т о д и ч е с ки х и п е д а го ги ч е с ки х
проблем.

Проведение анкет ирования и сост авление информационной карт очки
молодого учит еля.

2.

С п е р в ы х д н е й р а б о ты м о л о д о го у ч и те л я п р о в о д и тс я а н ке т и р о в а н и е свое об ра зное м и кр оиссл е д ова ние, позво л яю щ ее вы явить потенциал ьны е
в о зм о ж н о с ти п е д а го го в в о б у ч е н и и , во сп и та н и и , п р о в е д е н и и э кс п е р и м е н та л ь н о й
р а б о ты , д и а гн о с ти к а п р о ф е с с и о н а л ь н о го м а сте р ств а . З а п о л н я е тс я
и н ф о р м а ц и о н н а я ка р та м о л о д о го с п е ц и а л и с та .
3. Организация наст авничест ва. Закрепление педагогов-наст авников за
молодыми специалист ами и организация их работ ы.
П о м о щ ь н а с т а в н и к а з а к л ю ч а е т с я в о к а з а н и и п о м о щ и по а н а л и з у п р о гр а м м ,
ко н с т р у и р о в а н и ю у р о ка , п о д б о р е м е то д и ч е с ко го и д и д а кт и ч е с ко го о с н а щ е н и я ,
р а б о т е с н о р м а т и в н ы м и д о к у м е н т а м и , с о б л ю д е н и и н а у ч н о й о р га н и з а ц и и тр у д а
учител я, ко р р е кти р о в а н и ю р е зул ьта ти вн о сти пр о ф е сси о н а л ьн о й д е яте л ьно сти
м о л о д о го у ч и те л я .
Н а с т а в н и к не ко н т р о л и р у е т , а с п о с о б с т в у е т б ы с т р е й ш е й а д а п т а ц и и м о л о д о го
с п е ц и а л и с т а к п е д а го ги ч е с ко й д е я т е л ь н о с т и в ш ко л е , п р е д о с та в л я я е м у
м е то д и ч е с ку ю , п с и х о л о го -п е д а го ги ч е с к у ю , у п р а в л е н ч е с к у ю , н о р м а т и в н о -п р а в о в у ю
инф ормацию .
4 .

Сост авление плана работ ы молодого специалист а.

П л а н р а б о т ы м о л о д о го с п е ц и а л и с т а в к л ю ч а е т в с е б я а н а л и з у ч е б н о й п р о гр а м м ы ,
вы явл е ни е тр уд н ы х тем ; си сте м у раб оты с пра ви л ам и в ед ени я ш кольной
д о ку м е н та ц и и , со с та в л е н и е п л а н о в п р о в е д е н и я р а зл и ч н ы х эта п о в ур о ка , ан а л из
р а з л и ч н о го р о д а р а б о т у ч а щ и х с я ; з а п о л н е н и е л и с т а с а м о о ц е н ки м о л о д о го
с п е ц и а л и с т а , в к о т о р о м в ы я в л я е т с я , ч т о з н а е т и у м е е т м о л о д о й с п е ц и а л и с т и на
ка ком ур о в н е , а т а кж е с ка ки м и за тр у д н е н и я м и с та л ки в а е тс я в св о е й р а б о те
м олодой учите л ь.
5. Работ а по Программе «Школа молодого учит еля» - сост авная част ь
мет одической службы.
В р а б о те с м о л о д ы м и с п е ц и а л и с т а м и с п е р в ы х д н е й и х р а б о ты за д е й с тв о в а н ы все
ко м п о н е н ты м е то д и ч е ско й служ бы . С озд а н р а й онн ы й ф а кул ь те т « С од руж ество» ,
к о т о р ы й в н а с т о я щ е е в р е м я н а с ч и т ы в а е т 19 м о л о д ы х п е д а г о г о в .
Р у ко в о д и т е л и р а й о н н ы х п р е д м е т н ы х м е то д и ч е с к и х о б ъ е д и н е н и й и м е то д и ч е с ко го
объ ед инения кл а ссны х руковод ите л ей уча ствую т в вовл ечении м олод ы х
с п е ц и а л и с то в в с и с те м у р а б о ты ш колы .
Т а к, н а п р и м е р , п р о в о д я тс я

методические педагогические семинары.

П ри п р о в е д е н и и м е то д и ч е с ки х п е д а го ги ч е с ки х с е м и н а р о в
о р га н и зу е тс я о б зо р н о в и н о к м е то д и ч е с ко й л и те р а ту р ы ,
- п р о х о д и т о з н а ко м л е н и е с с и с т е м о й д е я т е л ь н о с т и п е д а го го в -н о в а то р о в ,
п е д а го го в ,
- в о п л о щ а ю щ и х в с в о е й д е я т е л ь н о с т и и д е и гу м а н и з а ц и и о б р а з о в а н и я ,
- п р о в о д и т с я с и с т е м а т и з а ц и я о п ы та п е д а го го в ш ко л ы и р а й о н а .
М о л о д о м у у ч и т е л ю п р е д л а га ю тс я р а зл и ч н о го р о д а р а з р а б о тки и п а м я тки , те сты и
анкеты для р о д и те л е й и учащ и хся.
М о л о д ы е с п е ц и а л и с ты в о в л е ка ю тс я та кж е в о р га н и за ц и ю и п р о в е д е н и е
п р е д м е тн ы х н е д е л ь , в н е кл а с с н у ю р а б о ту, о р га н и за ц и ю и п р о в е д е н и е о л и м пи а д ,
р а зл и чн ы х те м а ти ч е с ки х ко нкур со в.

План работы с молодыми специалистами
№

Тема

С роки

О тветственны е

С о б е се д о ва н и е с ц е л ью за кр е пл е н ия

С ентяб рь, в те че н и е

Зам . д и р е кто р а по У В Р

н а ста в н и ко в . П о м о щ ь в пл а н и р о ва н ии ,

го д а

Р уковод ител ь Ш М О

С ентяб рь

Зам . д и р е кто р а по У В Р

О ктябрь

Зам . д и р е кто р а по У В Р

О ктябрь

Зам . д и р е кто р а по У В Р

В т е ч е н и е го д а

З ам . д и р е кто р а по У В Р

о ф о р м л е н и и д о ку м е н т а ц и и , о р га н и за ц и я
ра б о ты м о л о д о го с п е ц и а л и ста .
П р а ви л а о ф о р м л е н и я кл а с с н о го ж ур н а л а ,
ж урнала О Д О , д не вн иков учащ ихся.
З анятие «П о урочны й план. П рим ерное
с о д е р ж а н и е р а зд е л о в п о у р о ч н о го пл ана»
О пр е д е л е ни е те м са м о о б р а зо ва ни я.
З а с е д а н и е « С о в р е м е н н ы й урок. Т и п ы
уроков»
З а н я ти е « С о в е ты м о л о д о м у у ч и т е л ю при
п о д го т о в ке к у р о к у (а л го р и т м д е й с т в и й )»
П осе щ ение ур о ко в м о л о д ы х спе циал истов.

У ч и т е л я -п р е д м е т н и ки

Б еседа «Э тапы п л а ни р о ва ния урока и
п о д го т о в ки к н е м у у ч и т е л я . З а тр у д н е н и я
у ч и те л е й в п о д го т о в ке с о в р е м е н н о го ур о ка »
П осещ ение м олоды м и спец иал истам и

Д екабрь, ф еврал ь,

уроков и м ероприятий твор че ски

апрель

З ам . д и р е кто р а по У В Р
З ам . д и р е кто р а по У В Р

работаю щ их учителей
Д екабрь
З а н я ти е « К л а сси ф и ка ц и я ош ибок,
д о п уска е м ы х на чинаю щ им учителем »
С ентяб рь

З а м . д и р е кто р а по У В Р

В т е ч е н и е го д а

З ам . д и р е кто р а по У В Р

П о д в е д е н и е и т о го в 1 п о л у го д и я .

Д екабрь

З ам . д и р е кто р а по У В Р

З а се д а н и е « Н е ста н д а р тн ы е уроки в

Ф евраль

Р уковод ител ь Ш М О

М арт

З ам . д и р е кто р а по У В Р

З аседание «Как провести сам оанализ
урока?»
П р е д о ста в л е н и е с а м о а н а л и зо в уроков,
п о с е щ е н н ы х у ч и т е л я м и -п р е д м е т н и ка м и

н а ча л ь н ы х и с р е д н и х кл а сса х ш кол ы »
З а с е д а н и е « И н д и в и д у а л ь н ы й п о д х о д на

Р уковод ител ь Ш М О

ур о ка х, р а б о та в гр у п п а х »
В ы ста вка м е то д и ч е с ки х и д и д а кти ч е ски х

М ай

З ам . д и р е кто р а по У В Р
Р уковод ител ь Ш М О

м атериалов, р а зраб отанн ы х м олоды м и
с п е ц и а л и с та м и . Р е а л и за ц и я т е м ы по
сам ообразованию
С м отр кабинето в, сте нд ов, по д ве д е н ие
и то го в .

М ай

З ам . д и р е кто р а по У В Р
Р уковод ител ь Ш М О

Организация наставничества
ь

О д н о й из в а ж н е й ш и х з а д а ч ш ко л ь н о й а д м и н и с т р а ц и и я в л я е т с я о р га н и з а ц и я
п р о ф е с с и о н а л ь н о й а д а п т а ц и и м о л о д о го п е д а го га к у ч е б н о -в о с п и т а т е л ь н о й ср е д е .
Р е ш и ть эту п р о б л е м у п о м о ж е т с о з д а н и е с и с те м ы ш ко л ь н о го н а с та в н и ч е с тв а .
С о в р е м е н н о й ш к о л е н у ж е н п р о ф е с с и о н а л ь н о -к о м п е т е н т н ы й , с а м о с т о я т е л ь н о
м ы с л я щ и й п е д а го г, п с и х и ч е с ки и т е х н о л о ги ч е с к и с п о с о б н ы й к р е а л и за ц и и
гу м а н и с ти ч е с ки х ц е н н о с те й на пра ктике, к о с м ы с л е н н о м у в кл ю ч е н и ю в
инновационны е процессы .
О днако, ка к п о ка зы в а е т а н а л и з ш кол ьн ой д е й ств и те л ь н о сти и со ц и а л ь н о ­
п е д а го ги ч е с к и х и с с л е д о в а н и й , д а ж е пр и д о с т а т о ч н о в ы с о к о м у р о в н е го то в н о с т и к
п е д а го ги ч е с ко й д е я т е л ь н о с т и л и ч н о с тн а я и п р о ф е с с и о н а л ь н а я а д а п та ц и я
м о л о д о го у ч и т е л я м о ж е т п р о т е ка ть д л и т е л ь н о и с л о ж н о .
Н е см о тр я на то ч то н а с та в н и ч е с тв о ка к о д на из ф о р м р а б о ты с м о л о д ы м и
сп е ц и а л и с та м и с у щ е с тв у е т д а в н о , те м не м е н е е а д м и н и с тр а ц и я о б р а зо в а те л ь н ы х
у ч р е ж д е н и й н уж д а е тс я в м е то д и ч е с ко й л и те р а тур е , в ко то р о й бы со д е р ж а л ся
м а те р и а л о то м , ка к о р га н и з о в а т ь н а с т а в н и ч е с т в о в ш ко л е .
Д л я м о л о д о го с п е ц и а л и с т а в х о ж д е н и е в н о в ую д е я т е л ь н о с т ь с о п р о в о ж д а е тс я
вы соким эм о ц и о н а л ь н ы м н а пряж ени е м , тр е б ую щ и м м о б и л и за ц и и всех в нутре нн и х
ресурсов.
Р е ш и ть э т у с т р а т е ги ч е с к у ю з а д а ч у п о м о ж е т с о з д а н и е ги б ко й и м о б и л ь н о й
с и с те м ы н а с т а в н и ч е с т в а , с п о с о б н о й о п т и м и з и р о в а т ь п р о ц е с с п р о ф е с с и о н а л ь н о го
с т а н о в л е н и я м о л о д о г о у ч и т е л я , с ф о р м и р о в а т ь у н е го м о т и в а ц и и к
сам осоверш енствованию , сам оразвитию , сам ореализации.
В это й с и с т е м е о т р а ж е н а ж и з н е н н а я н е о б х о д и м о с т ь м о л о д о го с п е ц и а л и с та
п о л у ч и ть п о д д е р ж к у о п ы т н о го п е д а го га -н а с т а в н и ка , ко то р ы й го то в о к а з а т ь е м у
п р а к т и ч е с к у ю и т е о р е т и ч е с к у ю п о м о щ ь на р а б о ч е м м е с т е и п о в ы с и т ь е го
п р о ф е сси о н а л ьн ую ко м петен тно сть.
В о з в р а т к н а с т а в н и ч е с т в у в с о в р е м е н н о м о б р а з о в а т е л ь н о м п р о ц е с с е ка к
ф о р м е р а б о ты с м о л о д ы м и п е д а го га м и у к а з ы в а е т на н е д о с та то ч н о с т ь д р у ги х
и с п о л ь з у е м ы х у п р а в л е н ч е с к и х и о б р а з о в а т е л ь н ы х т е х н о л о ги й п о д го то в ки
с п е ц и а л и с т о в и в о з м о ж н о с т ь п р и м е н и т ь э т о т ти п о т н о ш е н и й ка к р е з е р в у с п е ш н о го
упра вл ения пр о ф е сси о н а л ьн ы м становл е нием лично сти.
В п о с л е д н е е в р е м я все ч а щ е н а с т а в н и ч е с т в о п о д м е н я ю т д р у ги м и п о н я ти я м и :
"т ь ю т о р с т в о ", "ко у ч и н г", "м е н т о р и н г".
В с о в р е м е н н о й п е д а го ги ке и с п о л ь зу ю тс я д в а те р м и н а : "н а с та в н и ч е с тв о " и
"т ь ю т о р с т в о ", п о с л е д н е е п о н я т и е п о л у ч и л о ш и р о ко е р а с п р о с т р а н е н и е в с тр а н а х
Е вропы и С е ве р но й А м ер и ки .

Тьюторство - э т о и н о й о п ы т , и н а я с и с т е м а в о с п и т а н и я , п о я в и л о с ь в Р о с с и и в
с в я зи с те м , ч т о с о з д а н н а я с и с т е м а н а с т а в н и ч е с т в а в ко н ц е 8 0 х го д о в п р о ш л о го
века б ы л а р а зр у ш е н а .
Тьютор - н а б л ю д а т е л ь з а в о с п и т а н н и к а м и , в а н г л и й с к о м я з ы к е - д о м а ш н и й
учитель, р е пе ти то р , воспитател ь.

Наставничество - э т о с о ц и а л ь н ы й и н с т и т у т , о с у щ е с т в л я ю щ и й п р о ц е с с
пе р е д а чи и у с ко р е н и я с о ц и а л ь н о го опы та , ф о р м а п р е е м с тв е н н о с ти по ко л е ни й .
К р о м е т о го , н а с т а в н и ч е с т в о - о д н а из н а и б о л е е э ф ф е к т и в н ы х ф о р м
про ф ессионал ьной ад аптации, способствую щ ая повы ш ению проф ессиональной
ко м п е т е н т н о с ти и з а кр е п л е н и ю п е д а го ги ч е с ки х ка д р о в.

Задача наставника - п о м о ч ь м о л о д о м у у ч и т е л ю р е а л и з о в а т ь с е б я , р а з в и т ь
л и ч н о с тн ы е ка че ств а , ко м м у н и ка ти в н ы е и у п р а в л е н ч е с ки е ум е н и я . Н о при
н а зн а че н и и н а с та в н и ка а д м и н и с тр а ц и я о б р а зо в а те л ь н о го у ч р е ж д е н и я д о л ж н а
п о м н и т ь , ч т о н а с т а в н и ч е с т в о - э т о о б щ е с т в е н н о е п о р у ч е н и е , о с н о в а н н о е на
п р и н ц и п е д о б р о в о л ь н о с ти , и у ч и ты в а ть с л е д ую щ е е : п е д а го гн а с та в н и к д о л ж е н
о б л а д а ть вы со ки м и п р о ф е сси о н а л ьн ы м и ка че ства м и , ко м м ун и ка ти в н ы м и
с п о с о б н о с т я м и , п о л ь з о в а т ь с я а в т о р и т е т о м в к о л л е к т и в е с р е д и ко л л е г, у ч а щ и х с я
(в о с п и т а н н и ко в ), р о д и т е л е й . Ж е л а т е л ь н о и о б о ю д н о е с о гл а с и е н а с т а в н и ка и
м о л о д о го с п е ц и а л и с т а в с о в м е с т н о й р а б о те .
П о ско л ьку н а ста в н и ч е ств о я вл я е тся д в усто р о н н и м про ц ессо м , то основны м
у с л о в и е м э ф ф е кт и в н о с т и о б у ч е н и я н а с т а в н и ко м м о л о д о го с п е ц и а л и с т а
п р о ф е с с и о н а л ь н ы м з н а н и я м , у м е н и я м и н а в ы ка м я в л я е т с я е го го то в н о с т ь к
пе р е д а че опы та.

Педагог-наставник д о л ж е н в с я ч е с к и с п о с о б с т в о в а т ь , в ч а с т н о с т и и л и ч н ы м
п р и м е р о м , р а с кр ы т и ю п р о ф е с с и о н а л ь н о го п о те н ц и а л а м о л о д о го сп е ц и а л и с та ,
п р и в л е к а т ь е г о к у ч а с т и ю в о б щ е с т в е н н о й ж и з н и к о л л е к т и в а , ф о р м и р о в а т ь у н е го
о б щ е с тв е н н о з н а ч и м ы е и н те р е с ы , с о д е й с т в о в а т ь р а з в и т и ю о б щ е ку л ь т у р н о го и
п р о ф е с с и о н а л ь н о го кр у го зо р а , е го т в о р ч е с к и х с п о с о б н о с т е й и п р о ф е с с и о н а л ь н о го
м а сте рства. О н д о л ж е н во сп и ты в а ть в нем по тр е б но сть в са м о о б р а зо в а н и и и
повы ш ении ква л и ф и ка ц и и , стр е м л е н и е к о вл ад е ни ю и нн овац и о нн ы м и
те х н о л о ги я м и о б у ч е н и я и в о сп и та н и я .
К о гд а м о л о д о й у ч и т е л ь п р и с т у п а е т к п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и , о н ,
ко н е чн о ж е, н уж д а е тся в по д д е р ж ке . П о это м у н а ста в н и ку н е о б хо д и м о о б р а ти ть
в н и м а н и е м о л о д о го с п е ц и а л и с та :
на тр е б о в а н и я к о р га н и за ц и и у ч е б н о го п р о ц е сса ;
тр е б о ва н и я к ве д е н и ю ш кол ьн ой д о кум е нтац и и ;
ф о р м ы и м е то д ы о р га н и за ц и и в н е ур о ч н о й д е я те л ь н о с ти , д о с у га уч а щ и хся ;
Т С О (и н с т р у к т и р о в а н и е по п р а в и л а м п о л ь з о в а н и я , т е х н и к е б е з о п а с н о с т и ,
в о зм о ж н о с ти и с п о л ь з о в а н и я в п р а кти ч е с ко й д е я т е л ь н о с т и );
м е х а н и зм и с п о л ь з о в а н и я (з а к а з а ил и п р и о б р е т е н и я ) д и д а к т и ч е с к о го , н а гл я д н о го и
д р у ги х м а те р и а л о в .
О б е с п е ч и т ь п о д д е р ж к у м о л о д ы м п е д а го га м в о б л а с ти :
п р а кт и ч е с ко го и т е о р е т и ч е с ко го о с в о е н и я о с н о в п е д а го ги ч е с ко й д е я т е л ь н о с т и
(п о д го т о в ка , п р о в е д е н и е и а н а л и з у р о ка ; ф о р м ы , м е т о д ы и п р и е м ы о б у ч е н и я ;
о с н о в ы у п р а в л е н и я у р о к о м и д р .);
р а зр а б о тки п р о гр а м м ы с о б с т в е н н о го п р о ф е с с и о н а л ь н о го р о ста ;
вы бора п р и о р и те тно й м е то д и че ско й тем ы дл я сам о о б р а зо ва н и я;
п о д го т о в ки к п е р в и ч н о м у п о в ы ш е н и ю кв а л и ф и ка ц и и ;
о с в о е н и я и н н о в а ц и о н н ы х те н д е н ц и й в о т е ч е с т в е н н о й п е д а го ги ке и о б р а зо в а н и и ;
п о д го т о в ки к п р е д с т о я щ е й а т т е с т а ц и и на п о д т в е р ж д е н и е и л и п о в ы ш е н и е р а зр я д а .
Р уко в о д и те л ь о б р а зо в а те л ь н о го уч р е ж д е н и я с о в м е стн о с за м е сти те л я м и ,
п р е д с е д а т е л е м м е т о д и ч е с к о г о о б ъ е д и н е н и я ( м е т о д и ч е с к и х к а ф е д р ), у ч и т е л е м
на ставни ко м , в ы стр а и в а я си сте м у раб оты с м о л о д ы м и спе ц и а л и ста м и , д ол ж ен
о с у щ е с т в л я т ь у ч е т р а з л и ч н ы х т р а е кт о р и й п р о ф е с с и о н а л ь н о го р о с та м о л о д о го
п е д а г о г а ( с п е ц и а л и з а ц и я , д о п о л н и т е л ь н а я с п е ц и а л ь н о с т ь , д о л ж н о с т н о й р о с т ).
В ы б о р ф о р м ы р а б о ты с м о л о д ы м с п е ц и а л и с т о м д о л ж е н н а ч и н а ть с я с в в о д н о го
а н к е т и р о в а н и я , т е с т и р о в а н и я и л и с о б е с е д о в а н и я , гд е о н р а с с к а ж е т о с в о и х
т р у д н о с т я х , п р о б л е м а х , н е у д а ч а х . З а те м о п р е д е л я е т с я с о в м е с т н а я п р о гр а м м а
р а б о ты н а ч и н а ю щ е го у ч и те л я с н а с та в н и ко м . Ч то б ы в за и м о д е й с тв и е с м о л о д ы м и
с п е ц и а л и с т а м и б ы л о ко н с тр у кти в н ы м , н а с т а в н и ку н е о б х о д и м о п о м н и ть , ч то он не
м о ж е т и не д о л ж е н б ы ть м е н то р о м , п о у ч а ю щ и м м о л о д о го и н е о п ы тн о го
п р е п о д а в а те л я или то л ь ко д е м о н с тр и р у ю щ и м сво й с о б с тв е н н ы й опы т.

Наставничество - э т о п о с т о я н н ы й д и а л о г , м е ж л и ч н о с т н а я к о м м у н и к а ц и я ,
с л е д о в а т е л ь н о , н а с т а в н и к п р е ж д е в с е го д о л ж е н б ы т ь т е р п е л и в ы м и
ц е л е у с т р е м л е н н ы м . В с в о е й р а б о те с м о л о д ы м п е д а го го м он д о л ж е н п р и м е н я ть
н а и б о л е е э ф ф е к т и в н ы е ф о р м ы в з а и м о д е й с т в и я : д е л о в ы е и р о л е в ы е и гр ы , р а б о т у
в " м а л ы х г р у п п а х " , а н а л и з с и т у а ц и й , с а м о а к т у а л и з а ц и ю и п р ., р а з в и в а ю щ и е
д е л о вую ко м м ун и ка ц и ю , л и чн о е л и д ерство, спосо б но сти при н и м ать реш ения,
у м е н и е а р гу м е н т и р о в а н о ф о р м у л и р о в а ть м ы сл и.

Организация наставничества - э т о о д н о и з в а ж н ы х н а п р а в л е н и й
д е я те л ь н о с ти л ю б о го р уко в о д и те л я .
Ч е л о в е к с т а н о в и тс я у с п е ш н ы м н а с т а в н и ко м т о л ь ко в то м с л у ч а е , е сл и он
эф ф е ктивно р е а л и зуе т навы к наставничества.
Р у ко в о д и те л ю о б р а зо в а те л ь н о го у ч р е ж д е н и я с л е д у е т с тр е м и ть ся к
н е ф о р м а л ь н о м у п о д х о д у в о б у ч е н и и п е д а го ги ч е с ко й м о л о д е ж и : о б у ч а ю с ь делая; д е л аю - обучаясь; ф орм ировать общ ественную активность м олоды х
учите л ей, о б уч а ть их о б ъ е кти в н о м у а н а л и зу и са м о а н а л изу. Не сл е д уе т бояться
т а к и х ф о р м р а б о т ы с м о л о д е ж ь ю , ко гд а о н и с а м и с т а н о в я т с я э к с п е р т а м и :
п р и с у т с т в у ю т д р у г у д р у г а н а у р о к а х , п о с е щ а ю т у р о к и с в о и х с т а р ш и х к о л л е г,
р е ф л е кси р ую т, о б м е н и в а ю тся опы то м , м нениям и.
Ц е л е с о о б р а з н о т а к ж е п р о в о д и т ь а н ке т и р о в а н и е м о л о д ы х п е д а го го в (п р и л о ж е н и е

1).
С у щ е с т в у е т м н о го в и д о в а н ке т д л я у ч и те л я , п р и м е н я е м ы х в за в и с и м о с т и о т цел и.

Цели анкетирования:
вы явить по л о ж и те л ьн о е в м е то д ическо й ра б оте и н а м етить проблем ы , над
к о т о р ы м и н у ж н о р а б о т а т ь в с л е д у ю щ е м го д у ;
п р о с л е д и ть д о с т и ж е н и я м о л о д ы х п е д а го го в по с а м о о б р а з о в а н и ю , о б н о в л е н и ю
со д е р ж а н и я о б р а зо в а н и я д л я со ста в л е н и я б а н ка д а н н ы х усп е ш н о сти работы ;
в ы я в и ть с т е п е н ь у ч а с т и я м о л о д ы х п е д а го го в в р е а л и з а ц и и е д и н о й м е то д и ч е с ко й
те м ы ш ко л ы "Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о е о б уч е н и е у ч а щ и хся ка к за л о г по вы ш е н и я
ка ч е с т в а о б р а з о в а т е л ь н о го п р о ц е с с а ".
В р е з у л ь т а т е а н к е т и р о в а н и я в ы я с н и л о с ь , ч то :

наиболее удачными, по мнению молодых учителей, были следующие
направления методической работы:
зн а ко м с тв о с т е о р и е й д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о го о б уч е н и я ;
о б м ен и м е ю щ и м ся о п ы то м по д а н н о й тем е ;
м ето д ические недели;

педагогам-наставникам необходимо:
п р о д о л ж и ть р а б о ту н а д уч е б н о м е то д и ч е с ко й те м о й по д и ф ф е р е н ц и а ц и и
обучения;
о з н а ко м и т ь м о л о д ы х п е д а го го в с н о в ы м и п е д а го ги ч е с ки м и т е х н о л о ги я м и ;
р а зр а б о та ть п р о гр а м м у в н е д р е н и я р е ги о н а л ь н о го ко м п о н е н та в о б р а зо в а те л ь н ы й
процесс;
и спол ьзо ва ть как о пти м а л ьн ую ф ор м у м е то д и ческо й работы м е то д и чески е
недели;
в кл ю чи ть в пл ан р а б оты и н ф о р м и р о в а н и е м о л о д ы х уч и те л е й о но вы х и
п а р а л л е л ь н ы х п р о гр а м м а х и у ч е б н и ка х.
Б о л ьш ую э ф ф е кти в н о с ть по ср а в н е н и ю с т р а д и ц и о н н ы м и ф о р м а м и ра б оты
(б е с е д а м и , к о н с у л ь т а ц и я м и , п о с е щ е н и е м и о б с у ж д е н и е м у р о к о в ) и м е ю т н о в ы е
н е тр а д и ц и о н н ы е ил и м о д е р н и зи р о в а н н ы е : п с и х о л о ги ч е с ки е тр е н и н ги , тв о р ч е с ки е
л а б о р а т о р и и , п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к и е д е л о в ы е и гр ы , д и с п у т ы , к о н к у р с ы ,
кр у гл ы е с т о л ы с о в м е с т н о с р о д и т е л я м и и у ч е н и к а м и , "м о з го в ы е ш ту р м ы ",
р а зр а б о тка и п р е зе н та ц и я м о д е л е й ур о ко в, п р е зе н та ц и я се б я как учи те л я,

кл а с с н о го р у ко в о д и т е л я , з а щ и т а тв о р ч е с ки х р а б о т, п е р е д а ч а п е д а го ги ч е с ко го
опы та о т п о ко л е ни я к по ко л е н и ю учи те л ям и м а сте рам и.
И м е н н о он и у с ко р я ю т п р о ц е с с в хо ж д е н и я н а ч и н а ю щ е го у ч и те л я в
о б р а зо в а те л ь н у ю , п е д а го ги ч е с ку ю ср е д у. О н ч у в с тв у е т се б я у в е р е н н е е ,
за кр е п л я е тс я е го у б е ж д е н и е в п р а в и л ь н о м в ы б о р е п р о ф е сси и . В р е зу л ь та те
м о л о д ы е ко л л е ги с м е л о и д у т на а т т е с т а ц и ю на б о л е е в ы с о ку ю к в а л и ф и ка ц и о н н у ю
ка те го р и ю , р а с т е т и х п р о ф е с с и о н а л и з м .
П о л о ж и те л ьн о себ я за р е ко м е н д о в а л а така я не тр а д и ц и о н н а я ф о р м а работы
н а с т а в н и ка , к а к п р о в е д е н и е а у к ц и о н а п е д а го ги ч е с к и х и д е й , к о т о р ы е за
н е д о ста тко м п р а кти ч е с ко го о п ы та п р е д с та в л я ю т то л ь ко те о р е ти ч е с ки й м атериал .
В п р о ц е с с е та ко го о б щ е н и я уч и те л я о тм е ч а ю т д л я се б я все и н те р е сн о е , что
они хо те л и бы п р и м е н и ть в сво е й р а б оте, но у ни х в о зн и ка ю т вопр осы , на ко то р ы е
п о ка н е т о тв е та . В о т т у т и в о з м о ж н о о б ъ е д и н е н и е о п ы тн ы х у ч и те л е й -н а с т а в н и ко в
и м о л о д ы х п е д а го го в , ко то р ы е п о м о гу т д р у г д р у гу .
Р абота с м о л о д ы м и сп е ц и а л и ста м и буд е т б ол ее эф ф е кти вн ой , если
а д м и н и с т р а ц и я ш ко л ы и н а с т а в н и ки п о д го т о в я т им р а з л и ч н ы е "п а м я тки ":
•

о б я з а н н о с т и к л а с с н о г о р у к о в о д и т е л я ( п р и л о ж е н и е 2 );

•

о р га н и за ц и я р а б о ты с н е у с п е в а ю щ и м и у ч а щ и м и с я ;

•

а н а л и з и с а м о а н а л и з ур о ка ;

•

ка к п р а в и л ь н о о р га н и зо в а ть р а б о ту с р о д и те л я м и ;

•

м е то д и ч е с ки е р е ко м е н д а ц и и по п р о в е д е н и ю р о д и те л ь с ко го с о б р а н и я ,
вн е кл а ссн ы х м е р о п р и я ти й и др.
А д м и н и с т р а ц и я ш ко л ы и л и у ч и т е л ь -н а с т а в н и к м о гу т с о з д а т ь п о р т ф о л и о м о л о д о го
с п е ц и а л и с та , куд а в н о с я тс я п е д а го ги ч е с ки е н а хо д ки , д о с ти ж е н и я , а н ке ты с
о т з ы в а м и н а п р о в е д е н н ы е у р о к и и т. д . Э т о д а е т в о з м о ж н о с т ь у в и д е т ь д и н а м и к у в
п р о ф е с с и о н а л ь н о м с та н о в л е н и и м о л о д о го у ч и те л я в п р о ц е с с е н а с та в н и ч е с ко й
деятельности.

Портфолио - с в о е о б р а з н ы й п а с п о р т п о в ы ш е н и я п р о ф е с с и о н а л ь н о г о у р о в н я
п е д а го га , с в и д е т е л ь с т в у ю щ и й о е го с п о с о б н о с т я х , с а м о о р га н и з а ц и и ,
ко м м у н и ка т и в н ы х н а в ы ка х , о тв е ч а ю щ и й е го п о тр е б н о с ти в п р а кти ч е с ко й
сам ореализации.
К р о м е т о го , п о р т ф о л и о м о ж е т б ы т ь и с п о л ь з о в а н и к а к ф о р м а п о л н о го и
р а з н о с т о р о н н е го п р е д с т а в л е н и я м о л о д о го с п е ц и а л и с т а к а тте с та ц и и на
п о в ы ш е н и е кв а л и ф и ка ц и о н н о го р а зр я д а . С о з д а н и е т а ко го д о ку м е н т а п о зв о л я е т
и зб еж а ть ф о р м а л и зм а в д е я те л ь н о сти на ставни ка , ц е л е н а п р а в л е н н о и си стем н о
под ход ить к о тб о р у ф ор м и м е то д о в работы с на чи н а ю щ и м учи те л е м , ад еква тн о
о ц е н и в а т ь р е з у л ь т а т ы п р о ф е с с и о н а л ь н о го р о с та и п о з и т и в н ы х и з м е н е н и й в е го
п р о ф е сси о н а л ьн о й д е я те л ь н о сти . П ор тф о л и о м о ж е т вести и сам м ол од ой
учитель, о тм е ча я в нем по в ы ш е н и е своей п р о ф е сси о н а л ьн о й ко м п е те н тн о сти и
д о с ти ж е н и я в л и ч н о с тн о м росте.
О р га н и за ц и я н а с та в н и ч е с тв а в п р о ц е ссе п о в ы ш е н и я п р о ф е с с и о н а л ь н о й
ко м п е т е н т н о с ти м о л о д о го у ч и те л я н о с и т п о э та п н ы й х а р а кт е р и в кл ю ч а е т в себя
ф о р м иро ва ние и р а звитие ф ун кц и о н а л ьн ы х и л и чн о стн ы х ком понентов
д е я т е л ь н о с т и н а ч и н а ю щ е го п е д а го га (п р о е кти р о в о ч н о го , о р га н и з а ц и о н н о го ,
ко н с т р у кт и в н о го , а н а л и т и ч е с ко го ) и с о о тв е тс т в у ю щ и х им п р о ф е с с и о н а л ь н о
в а ж н ы х к а ч е с т в н а о с н о в е "Я - к о н ц е п ц и и " .

П о это м у н а с та в н и к м о ж е т в ы стр а и в а ть св о ю д е я те л ь н о с ть в три этапа:
1й

этап - а д а п т а ц и о н н ы й . Н а с т а в н и к о п р е д е л я е т к р у г о б я з а н н о с т е й и п о л н о м о ч и й

м о л о д о го с п е ц и а л и с т а , а т а кж е в ы я в л я е т н е д о с та тки в е го у м е н и я х и н а в ы ка х ,
что б ы в ы р а б о та ть п р о гр а м м у а д а п та ц и и .

2й этап - о с н о в н о й ( п р о е к т и р о в о ч н ы й ) . Н а с т а в н и к р а з р а б а т ы в а е т и р е а л и з у е т
п р о гр а м м у а д а п т а ц и и , о с у щ е с т в л я е т ко р р е кт и р о в ку п р о ф е с с и о н а л ь н ы х ум е н и й
м о л о д о го у ч и т е л я , п о м о га е т в ы с т р о и т ь е м у с о б с т в е н н у ю п р о гр а м м у
сам осоверш енствования.

Зй этап - к о н т р о л ь н о - о ц е н о ч н ы й . Н а с т а в н и к п р о в е р я е т у р о в е н ь
п р о ф е с с и о н а л ь н о й к о м п е т е н т н о с т и м о л о д о го п е д а го га , о п р е д е л я е т с т е п е н ь е го
го то в н о с т и к в ы п о л н е н и ю с в о и х ф у н к ц и о н а л ь н ы х о б я з а н н о с т е й .
Ц е л е с о о б р а зн о с ть п о д о б н о й эта п н о сти при уп р а в л е н и и п р о ц е ссо м
п р о ф е с с и о н а л ь н о го с т а н о в л е н и я м о л о д о го у ч и те л я и е го о д н о в р е м е н н о го
в кл ю ч е н и я в п р о ц е с с ы с а м о о р га н и з а ц и и , с а м о р а з в и т и я и с а м о п р о е кт и р о в а н и я
п р о д е м он стр и рова л экспери м е нт, провед енны й Ц ентром наставни чества м олод ы х
с п е ц и а л и с т о в о б р а з о в а т е л ь н ы х у ч р е ж д е н и й г. М о с к в ы .
О н показал , ч то пр о ц е сс н а ста в н и ч е ств а о тр а ж а е т те н д е н ц и ю восхо ж д ени я
м о л о д о го у ч и т е л я о т р е п р о д у к т и в н о го (н о р м а т и в н о го ) у р о в н я к и н н о в а ц и о н н о м у .
П о э та п н а я п р о гр а м м а э кс п е р и м е н та по о ка за н и ю по м о щ и м о л о д о м у у ч и те л ю в
п р о ф е с с и о н а л ь н о м с т а н о в л е н и и п р е д с т а в л е н а в п р и л о ж е н и и 3.
Н а "а д а п т а ц и о н н о м " э т а п е э к с п е р и м е н т а м ы и с х о д и л и из т о го , ч то
п р о ф е с с и о н а л ь н о е с т а н о в л е н и е м о л о д о го у ч и те л я с в я з а н о не т о л ь ко с у м е н и е м
р е ш а ть и з в е с т н ы е за д а ч и , но и с н а л и ч и е м м о ти в а ц и о н н о й го то в н о с ти к п о и ску и
р е ш е н и ю за д а ч за п р е д е л а м и л ю б о го в н е ш н е го ко н тр о л я .
М о ти в а ц и я к п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и с п о с о б с т в у е т с а м о р а с к р ы т и ю е го
л и ч н о с ти . М о л о д о й п е д а го г м о ж е т у с п е ш н о о в л а д е ть п р о ф е с с и о н а л ь н ы м и
ум е н и я м и , п р о я в л я ть н е ко то р ы е с п о со б н о сти и в то ж е вр е м я и н д и ф ф е р е н тн о
о тн о с и ть с я к с в о е й п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я те л ь н о с ти , ч то в ы р а ж а е тс я в низкой
в о с п р и и м ч и в о с т и к п о в ы ш е н и ю с в о е го п р о ф е с с и о н а л ь н о го у р о в н я .
П о э то м у на п е р в о м "а д а п т а ц и о н н о м " э та п е э кс п е р и м е н т а н а с та в н и ка м и б ы л о
о р га н и зо в а н о д и а гн о с ти ч е с ко е с о п р о в о ж д е н и е м е то д и ч е с ко й р а б о ты с м о л о д ы м и
уч и те л я м и . С и с те м а д и а гн о с ти ч е с ко го со п р о в о ж д е н и я в кл ю ч а л а в
с е б я : э к с п е р и м е н т а м ы и с х о д и л и из т о го , ч т о п р о ф е с с и о н а л ь н о е с т а н о в л е н и е
м о л о д о го у ч и т е л я с в я з а н о не т о л ь к о с у м е н и е м р е ш а т ь и з в е с т н ы е за д а ч и , но и с
н а л и ч и е м м о т и в а ц и о н н о й го то в н о с т и к п о и с ку и р е ш е н и ю за д а ч за п р е д е л а м и
л ю б о го в н е ш н е го ко н тр о л я .
М о т и в а ц и я к п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и с п о с о б с т в у е т с а м о р а с к р ы т и ю е го
лично сти.
М о л о д о й п е д а го г м о ж е т у с п е ш н о о в л а д е ть п р о ф е с с и о н а л ь н ы м и у м е н и я м и ,
про явл ять н е ко то р ы е сп о со б н о сти и в то ж е врем я и н д и ф ф е р е н тн о отн оситься к
сво е й п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я те л ь н о с ти , что вы р а ж а е тся в низкой
в о с п р и и м ч и в о с т и к п о в ы ш е н и ю с в о е го п р о ф е с с и о н а л ь н о го у р о в н я . П о э т о м у на
п е р в о м "а д а п т а ц и о н н о м " э та п е э к с п е р и м е н т а н а с т а в н и ка м и б ы л о о р га н и зо в а н о
д и а гн о с ти ч е с ко е с о п р о в о ж д е н и е м е то д и ч е с ко й р а б о ты с м о л о д ы м и уч и те л я м и .

Система диагностического сопровождения включала в себя:
о п р е д е л е н и е н а п р а в л е н и й и с о д е р ж а н и я д и а гн о с ти ки ;
п о с тр о е н и е те х н о л о ги и п л а н и р о в а н и я м е то д и ч е с ко й р а б о ты на о с н о в е
р е зу л ь та то в д и а гн о с ти ки ;

р а зр а б о тку те х н о л о ги и о ц е н ки э ф ф е кти в н о с ти м е то д и ч е с ко й р а б оты .
Д ля о пр е д е л е ни я на пра вл ен ий м е то д ическо й работы и ее сод ерж ания в ходе
д и а гн о с ти ки Ц е н тр о м н а с та в н и ч е с тв а б ы л и в ы я в л е н ы п р о б л е м ы , ко то р ы е
и спы ты вает м олод ой учитель в начале своей проф ессионал ьной деятельности.
О сн о в н ы м м е то д о м р а б о ты на пе р во м эта п е э кс п е р и м е н та я в л я л о сь п о се щ е н и е
н а ставни ко м ур о ко в м о л о д ы х спе ц и а л и сто в и в ы явл е ни е во зн и ка ю щ и х у них
затруднений.
Н а "п р о е к т и р о в о ч н о м " э та п е э кс п е р и м е н т а н а с т а в н и ка м и в з а в и с и м о с т и о т ц ел и
о п р е д е л я л а с ь ф о р м а м е т о д и ч е с ко й р а б о ты : к о о р д и н а ц и о н н о -м е т о д и ч е с к и й со в е т;
э к с п е р и м е н т а л ь н а я р а б о т а ; г р у п п о в а я ; м а с с о в ы е (с е м и н а р , п е д с о в е т ,
м е то д ические недели, м е то д ические совещ ания, и н ф о рм а ц ионн ы е совещ ания,
я р м а р ка п е д а го ги ч е с ки х и д е й , н а у ч н о -п р а к ти ч е с к а я ко н ф е р е н ц и я , т в о р ч е с ки е
п е д а г о г и ч е с к и е к о н к у р с ы " П е д а г о г и ч е с к и й д е б ю т " , " У ч и т е л ь го д а ");
и н д и в и д у а л ь н ы е (с а м о о б р а з о в а н и е , а тте с та ц и я , ко н с у л ь та ц и и , о б о б щ е н и е
п е р е д о в о го п е д а го ги ч е с ко го о п ы та , и н д и в и д у а л ь н ы е п р о гр а м м ы , в н у тр и ш ко л ь н ы й
к о н т р о л ь ) ф о р м ы . К р о м е то го , б ы л и р а з р а б о т а н ы з а н я т и я д л я п р о в е д е н и я "Ш ко л ы
м о л о д о г о у ч и т е л я " ( п р и л о ж е н и е 4 ).
Д ля оказан ия пом ощ и м о л од ы м учите л ям в повы ш ении пр о ф ессионал ьной
ко м п е т е н т н о с ти н а с т а в н и ки с о с т а в и л и ц е л е в у ю п р о гр а м м у с о т р у д н и ч е с т в а с
ним и, ч то п о тр е б о в а л о ч е тко го о со зн а н и я цел ей и зад а ч. Б ы л и о п р е д е л е н ы
"б о л е в ы е то ч ки " в п е д а го ги ч е с ко й д е я т е л ь н о с т и н а ч и н а ю щ и х у ч и те л е й с ц е л ью
предупреж дения ти пичн ы х ош и б ок в обучении, ф орм ирования устойчивы х
п р и н ц и п и а л ь н ы х п о зи ц и й в п р о в е д е н и и уро ка.

Данная программа дала возможность:
д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о и ц е л е н а п р а в л е н н о п л а н и р о в а ть м е то д и ч е с ку ю р а б о ту на
о с н о в е в ы я в л е н н ы х п о т е н ц и а л ь н ы х в о зм о ж н о с те й м о л о д о го уч и те л я ;
п о в ы ш а т ь п р о ф е с с и о н а л ь н ы й у р о в е н ь п е д а го га с у ч е т о м е го п о тр е б н о с те й ,
затруд не ний, д о сти ж е ни й ;
р а з в и в а т ь т в о р ч е с к и й п о т е н ц и а л м о л о д ы х п е д а го го в , м о т и в и р о в а т ь их у ч а с т и е в
инновационной д е ятел ьно сти; проследить д и н ам и ку развития проф ессиональной
д е я т е л ь н о с т и к а ж д о го п е д а го га ;
п о в ы ш а т ь п р о д у к т и в н о с т ь р а б о т ы п е д а го га и р е з у л ь т а т и в н о с т ь у ч е б н о в о с п и та те л ь н о го пр о ц е сса в о б р а зо в а те л ь н о м уч р е ж д е н и и ;
со зд а ть у с л о в и я д л я у д о в л е тв о р е н и я за п р о со в по с а м о о б р а зо в а н и ю м о л о д ы х
учител ей.
Н а д а н н о м э т а п е н а с т а в н и к и и с п о л ь з о в а л и и н ф о р м а ц и о н н ы е м е т о д ы (л е к ц и и н а
з а н я т и я х " Ш к о л ы м о л о д о г о у ч и т е л я " , п е д а г о г и ч е с к и е ч т е н и я и д р .); т в о р ч е с к и е
м е то д ы р е ш е н и я зад ач: п р о б л е м н ы е , и н в е р си о н н ы е , с п о со б ств ую щ и е р а зви ти ю
ги б к о г о , о р и г и н а л ь н о г о м ы ш л е н и я ; и н д и в и д у а л ь н у ю и к о л л е к т и в н у ю ф о р м ы
работы .
Н а "ко н т р о л ь н о -о ц е н о ч н о м " э та п е э кс п е р и м е н т а ус и л и я н а с т а в н и ко в б ы л и
н а п р а в л е н ы на а кти в и за ц и ю и за кр е п л е н и е м о ти в о в д е я те л ь н о с ти м о л о д ы х
п е д а го го в , о в л а д е н и е э ф ф е кт и в н ы м и с п о с о б а м и п р е о д о л е н и я т р у д н о с т е й ,
возникаю щ их в ход е работы .
П е д а го га м и -н а с т а в н и к а м и б ы л и т щ а т е л ь н о п о д о б р а н ы ф о р м ы и м е то д ы о б у ч е н и я
м олод ы х учител ей в процессе их инновационной д е ятел ьности: пробл ем но­
д е л о в а я и гр а ; р е ф л е к с и в н о - д е л о в а я и гр а ; р а б о т а в с о с т а в е т в о р ч е с к о й гр у п п ы ;
л е кц и я , с е м и н а р , п р а к т и ч е с к о е за н я ти е ; п е д а го ги ч е с ки е ч те н и я ; "п е д а го ги ч е с ки й
р и н г"; я р м а р к а п е д а г о г и ч е с к и х и д е й ; п р о с м о т р в и д е о ф и л ь м о в о т с н я т ы х у р о к о в ;

гр у п п о в ы е и и н д и в и д у а л ь н ы е ко н с у л ь т а ц и и ; п о с е щ е н и е и а н а л и з о т кр ы т ы х
у р о ко в ; м а с т е р -к л а с с ы ; п е д а го ги ч е с к и е м а с те р с ки е .
З н а ко м с тв о с н о в ы м и те х н о л о ги я м и п р о и с х о д и л о на л е кц и я х и во вре м я
п е д а го ги ч е с ки х ч те н и й .
Н о э то го о ка з а л о с ь н е д о с та то ч н о д л я ф о р м и р о в а н и я п р а кт и ч е с ки х у м е н и й .
П о э то м у н а с т а в н и ки п р и м е н и л и ко м п л е кс н ы е м е то д ы р а б о ты : п е д а го ги ч е с ки е
м а с т е р с к и е , м а с т е р - к л а с с ы , р а б о т у в т в о р ч е с к и х г р у п п а х , гд е м о л о д о й у ч и т е л ь
и зуча л п е р е д о в о й п е д а го ги ч е с ки й о пы т, у ч а с т в о в а л в п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
д и с ку с с и я х , го то в и л д и д а кт и ч е с ки е м а те р и а л ы , д а в а л о т кр ы т ы е ур о ки и др .
С о вм е стн а я р а б о та сп о со б ствуе т п о д д е р ж а н и ю вы сокой сте пе ни м отивации, в
гр у п п е м о л о д о й у ч и т е л ь о б с у ж д а е т с в о и п р о ф е с с и о н а л ь н ы е п р о б л е м ы и п о л у ч а е т
р е а л ь н у ю п о м о щ ь о т ко л л е г.
Н а с т а в н и ч е с т в о д о л ж н о с т и м у л и р о в а т ь п о т р е б н о с т и м о л о д о го п е д а го га в
с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и и , с п о с о б с т в о в а т ь е го п р о ф е с с и о н а л ь н о й и л и ч н о с тн о й
сам ор е а л и за ц ии . В се сто р о нн е е ра ссм о тр е ни е эф ф е кти вн о сти систем ы
на ставничества позво л ит руковод ите л ям о б р а зо ва те л ьны х учреж д ений,
п е д а го га м -н а с т а в н и к а м б ы с т р о и ка ч е с тв е н н о р е ш а т ь з а д а ч и п р о ф е с с и о н а л ь н о го
с т а н о в л е н и я м о л о д ы х у ч и те л е й , в кл ю ч а т ь и х в п р о е к т и р о в а н и е с в о е го р а зв и ти я ,
о ка з ы в а т ь им п о м о щ ь в с а м о о р га н и з а ц и и , с а м о а н а л и з е с в о е го р а зв и ти я ,
по в ы ш а ть их п р о ф е сси о н а л ь н ую ко м п е те н тн о сть.

АНКЕТА
д л я м о л о д ы х п е д а го го в

ь
1. У д о в л е т в о р я е т л и вас у р о в е н ь ва ш е й п р о ф е с си о н а л ьн о й п о д го т о в ки ?
•

Да

•

Н ет

•

Ч астично
2 .К а ки х зн а н и й , ум е н и й , н а в ы ко в или с п о с о б н о сте й вам не х в а т а л о в н а ч а л ь н ы й пе р ио д
п е д а го ги ч е с ко й д е я т е л ь н о с т и (д о п и ш и т е )? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

•

3. В ка ки х н а п р а в л е н и я х о р га н и за ц и и у ч е б н о -в о с п и т а т е л ь н о го п р о ц е с са вы и сп ы т ы в а е те
т р у д н о ст и ?
в ка л е н д а р н о -т е м а т и ч е с ко м п л а н и р о в а н и и

•

п р о в е д е н и и у р о ко в

•

п р о в е д е н и и в н е кл а с с н ы х м е р о п р и я т и й

•

о б щ е н и и с ко л л е га м и , а д м и н и с т р а ц и е й

•

о б щ е н и и с у ч а щ и м и с я , их р о д и те л я м и

•

д р у го е (д о п и ш и т е )_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

•

ф о р м ул и р о в а ть ц е л и у ро ка

•

в ы б и р а ть с о о т в е т с т в у ю щ и е м е то д ы и м е то д и че с ки е п р и е м ы д л я р е а л и за ц и и ц е л е й урока

•

м о т и в и р о в а т ь д е я т е л ь н о с т ь у ча щ и х с я

•

ф о р м ул и р о в а ть в о п р о с ы п р о б л е м н о го х а р а кт е р а

4. П р е д с т а в л я е т л и д л я в ас т р у д н о с т ь:

•

с о з д а в а ть п р о б л е м н о -п о и с ко в ы е с и т уа ц и и в о б уч е н и и

•

п о д го т а в л и в а т ь д л я у ча щ и х ся з а д а н и я р а зл и чн о й сте п е н и т р у д н о ст и

•

а кт и в и зи р о в а ть у ч а щ и х с я в о б у че н и и

•

о р га н и з о в ы в а т ь с о т р у д н и ч е с т в о м е ж д у уч а щ и м и ся

•

о р га н и зо в ы в а ть с а м о и в з а и м о ко н тр о л ь у ча щ и хся

•

о р га н и з о в ы в а т ь с в о е в р е м е н н ы й ко н т р о л ь и ко р р е кц и ю ЗУ Н у ч а щ и хс я

•

р а зв и ва ть т в о р ч е с к и е с п о с о б н о ст и уч а щ и хс я

•

д р у го е (д о п и ш и т е )_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
5. Ка ким ф о р м а м п о в ы ш е н и я кв а л и ф и ка ц и и сво е й п р о ф е с с и о н а л ьн о й ко м п е т ен т но с ти
о тд а л и бы вы п р е д п о ч т е н и е в п е р вую , в то р ую и т. д. о ч е р е д ь (п р о н у м е р уй те в пор яд ке
вы б ор а):

•

сам ообразованию

•

п р а кт и ко -о р и е н т и р о в а н н о м у с е м и н а р у

•

кур са м п о в ы ш е н и я кв а л и ф и ка ц и и

•
•

м а с те р -кл а с са м
т в о р ч е ски м л а б о р а т о р и я м

•

и н д и в и д у а л ь н о й п о м о щ и со с т о р о н ы н а ст ав н и ка

•

п р е д м е тн ы м ка ф е д р а м

•

ш ко л е м о л о д о го с п е ц и а л и с т а

•

д р у го е (д о п и ш и т е )_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
6. Е сли бы вам п р е д о с т а в и л и в о з м о ж н о ст ь в ы б о р а п р а кти ко -о р и е н т и р о в а н н ы х се м и н а р о в
д л я п о в ы ш е н и я с в о е й п р о ф е с с и о н а л ьн о й ко м п е т е н тн о сти , т о в ка ком из них вы при н ял и

•
•

бы у ч а с т и е в п е р в ую , во в то р ую и т. д. о ч е р е д ь (п р о н у м е р уй те в п о р я д ке вы б ор а):
т и п ы ур о ко в , м е то д и ка их п о д го т о вки и п р о в е д е н и я
м е то д ы о б у че н и я и их э ф ф е кт и в н о е и сп о л ь зо в а н и е в о б р а з о в а те л ь н о м п р о ц е ссе

•

п р и е м ы а кт и в и за ц и и у ч е б н о -п о з н а в а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и у ч а щ и хс я

•

уч е т и о ц е н ка з н а н и й у ч а щ и хс я

•
•

п с и х о л о го -п е д а го ги ч е с ки е о с о б е н н о с т и у ч а щ и хс я р а з н ы х в о з р а с то в
у р е гу л и р о в а н и е ко н ф л и кт н ы х с и т уа ц и й

•

ф о р м ы р а б о ты с р о д и т е л я м и

•

ф о р м ы и м е то д ы п е д а го ги ч е с ко го с о т р у д н и ч е с т в а с у ч а щ и м и ся
д р у го е (д о п и ш и т е )

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)573-27-83

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».